0

Бетонные корабли: как они появились и зачем их строили

Мировая история судостроения изобилует неожиданными решениями. Как только не перемещался по воде человек с тех пор как ему впервые пришло в голову преодолеть водную преграду при помощи подручных средств. Торговые и исследовательские суда и боевые корабли делали из дерева, травы, пластика, стали и, как ни странно, из бетона.

корабль из бетона

Сегодня мало верится в то, что в 19 и 20 столетиях просторы морей и океанов бороздили бетонные корабли. Возможно ли такое вообще? Древняя легенда гласит, что два ирландских монаха на заре европейского христианства смогли выдолбить лодку из куска гранита и сбежать с острова, где находились в заточении.

бетонный корабль

В наши дни правдивость этой истории подтверждена опытным путем — лодки из гранита и мрамора, созданные энтузиастами, плавали хоть и не быстро, но уверенно. Так чем же хуже бетон? Из этого материала не нужно ничего высекать — достаточно залить готовый раствор в подготовленную опалубку и немного подождать.

корабль из бетона

Конструкция железобетонного судна не противоречит ни одному известному закону физики. В строгом соответствии с законом, который открыл Архимед, такое плавсредство вытесняет определенный объем воды, но при этом не тонет как булыжник, а хорошо держится на ее поверхности.

бетонные корабли

Если уж судно из стали, весом сотни тонн, хорошо держится на плаву, то почему так нельзя железобетонному? Большая масса бетонного корабля не дает ему идти с большой скоростью, но при этом его устойчивость, даже при сильном волнении, выше всяких похвал. Как и любое другое судно, бетонное может брать на борт грузы внушительного веса и многочисленных пассажиров.  Выталкивающая сила, открытая Архимедом, работает для любых материалов совершенно безупречно.

лодка ламбо

Первое железобетонное судно появилось во Франции в 1849 году благодаря пытливому уму инженера Ламбо. Это была не баржа и не боевой корабль, а совсем небольшая лодка. Но даже эта скромная посудина произвела настоящий фурор на судостроительной выставке 1855 года. Идеей создавать корабли из армированного бетона загорелись десятки производителей и вскоре начались эксперименты, один смелее другого.

корабль из бетона

Но к бетону, как к материалу для судостроения, очень скоро остыли, так как ходить на таких судах под парусами или на веслах было очень непросто. Вспомнили о необычной практике только в годы Первой мировой войны, когда в странах, участвующих в военных действиях, возник острый дефицит металла.

бетонный корабль

К 1919 году в мире было построено около 1000 бетонных кораблей разного типа и назначения. Лидерами бетонного судостроения были наиболее развитые морские державы: Германия, Швеция, Дания, Франция и Италия. Несколько единиц было спущено на воду в США и даже в Китае.

бетонный корабль

После войны, когда экономическая ситуация нормализовалась, о бетонных кораблях снова позабыли. Опять их начали делать уже после Второй мировой, в 1946-1948 годах. Теперь в лидеры отрасли вырвались СССР и побежденная Германия. Интересно, но некоторые из них активно эксплуатировались еще в первое десятилетие 21 века. Некоторые из железобетонных кораблей, стоящие на вечном приколе в разных уголках планеты, до сих пор на плаву и могут использоваться по назначению.

СССР, несколько лет лидировавший в бетонном судостроении, вообще, одно время был достаточно инновационной державой. Только вот реализация всех передовых идей была традиционно слабой.

Смотрите также: Рождение и гибель «Пруссии» — самого большого парусника в истории

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *