0

Мотоцикл как искусство: есть ли будущее у двухколесных шедевров?

Ровно 20 лет назад дальновидный бывший директор Фонда Соломона Р. Гуггенхайма Томас Кренс выступил с идеей посвятить большую площадь музея Гуггенхайма в Нью-Йорке показу под названием «Искусство мотоцикла». 114 экспонатов представляли собой мотоциклы, датируемые 1894–1998 годами. Экспозиция была призвана охватить все, начиная с истории двухколесного транспорта и заканчивая его положением в обществе. Разумеется, как следует из названия, уделялось немалое внимание мотоциклам как произведениям искусства.

Многие из утонченных искусствоведов и критиков Америки были оскорблены и ругали Кренса за то, что он снизил тон музея Гуггенхайма тем, что, по их мнению, было приземленным и недостойным. Но публика думала иначе и «Искусство мотоцикла» посещало почти 4000 человек в день. Она стала самой популярной выставкой, которую когда-либо устраивал нью-йоркский музей.

кастомный мотоцикл

Один из экспонатов экспозиции «Искусство мотоцикла»

Но это было 20 лет назад и сочетание слов «искусство» и «мотоцикл» еще резало многим слух. Сегодня многие известные производители мототехники приняли на работу авторитетных дизайнеров и те создают невероятные двухколесные машины, которым место на стенде в пентхаусе, а не на подземной парковке. Многие из этих мотоциклов имеют ценник с шестью нулями и предназначены для любования, а не для перемещения из точки А в точку В. Несмотря на это, большинство из них не только заводятся, но и имеют отличные технические характеристики.



Еще одна сторона создания эксклюзивных авторских мотоциклов — это реклама. Уникальные двухколесные машины — великолепный маркетинговый инструмент и эффектное украшение для координационных центров и крупных офисов компаний. Около года назад глобальный ритейлер часов и ювелирных украшений Bucherer заказал у швейцарского ателье Bündnerbike мотоцикл на базе Harley-Davidson. Машина получила прозрачный двигатель, передние вилки, украшенные бриллиантами и топливный бак с двумя стеклянными сферами, в одной из которых находилось кольцо с бриллиантом 5,4 карата, а в другой — изготовленные в единственном числе часы с оформлением в стиле двигателя.

Harley-Davidson Blue Edition

Заказанный Bucherer мотоцикл Harley-Davidson, получивший название Blue Edition

Мотоцикл, получивший имя Blue Edition, собирался более 2500 часов и не предназначен для продажи. Но страстно желающий получить раритет богатый фанат мотоциклов могжет получить его, заплатив Bucherer 1,4 млн. фунтов стерлингов. Заказывали мотоциклы в рекламных целях и другие бренды, в частности производитель часов Bell & Ross. Британская тюнинговая компания Harley-Davidson Shaw Speed ​​& Custom создала в 2011 году концептуальный байк под названием Nascafé Racer, а в 2014 — B-Rocket. Продукт 2014 года стал невероятным сочетанием гоночного болида и реактивного самолета 60-х годов XX столетия.

мотоцикл B-rocket

Часовая марка Bell & Ross в сотрудничестве со студией Harley-Davidson Shaw Speed ​​& Custom создала уникальный B-Rocket

А этим летом голландская часовая марка TW Steel совместно с VTR Customs из Швейцарии, превратили заурядный BMW R1200R в полностью обтекаемый гоночный мотоцикл, заключенный в алюминиевый обтекатель из клепаного алюминия ручной работы. Этот дизайн был навеян самолетом Spitfire, выпускавшимся в годы Второй мировой войны.

Мотоцикл bmw

TW Steel и VTR Customs переделали гоночную машину BMW R1200R, снабдив обтекателем в стиле Spitfire

Одним из пионеров нового искусства стал Шинья Кимура (Shinya Kimura), основавший в 1992 году в Токио компанию Zero Engineering. В 2007 он переехал в Калифорнию, США, где открыл студию Chabott Engineering. Кимура создает не более двух проектов в год, цена которых зависит от концепции, трудоемкости и используемых материалов.

Еще один японский дизайнер, Чикара Нагата (Chicara Nagata), считается лучшим современным разработчиком эксклюзивных мотоциклов. Чисто выбритый и одетый с иголочки мужчина совсем непохож на брутальных бородатых создателей кастомных байков, пропахших бензином и отработанным маслом, но при этом Чикара уважаем всеми, кто так или иначе связан с переделками серийных байков.

Нагата Чикара кастомные байки

Нагата рассказывает в интервью, что увлекся дизайном байков после того как в подростковом возрасте попал в аварию на мотоцикле и был вынужден длительное время провести прикованным к постели.

Я всегда хотел создавать свои собственные модели из компонентов, которые я проектировал сам и производил исключительно с помощью ручных инструментов. Единственными серийными элементами, которые я включаю, являются винтажные двигатели, которые составляют основу каждого моего байка — я всегда использую детали двигателя, чтобы задать стиль, который, я считаю, соответствует ему.

Мастерская Нагаты базируется на острове Кюсю в Японии и по праву считается самым авторитетным дизайнерским бюро по разработке концептуальной мототехники в Восточной Азии. Первая машина Нагаты, Chicara One, появилась в 2004 году после 7 500 часов работы. Создание первенца заняло несколько лет, но в дальнейшем он намеревался проектировать и производить по одной машине в год в серии под названием Chicara Art.

чикара нагата

Мотоцикл Нагата Чикара

Всемирную известность японцу принесла модель Chicara Art IV, представлявшая собой настоящую футуристическую симфонию из хрома и современных сплавов. Кроме эксклюзивного дизайна, эта модель получила уникальную подвеску, разработанную самим Чикарой. Стоимость байка составила 75 тысяч фунтов стерлингов. Но самыми дорогими аппаратами Нагаты на сегодняшний день являются мотоциклы Chicara Art I и Art III, которые были представлены по цене 320 тысяч фунтов каждый.

Нагата Чикара мотоцикл

Но вершиной мастерства японского дизайнера считается не аппараты серии Chicara Art, а черный минималистичный мотоцикл, созданный для одной из японских охранных компаний и выглядит как конструкция из камер наблюдения. Сумма сделки не оглашалась, но эксперты считают, что за свою работу дизайнер получил гораздо больше чем обычно.

К сожалению в 2016 году Нагата Чикара прекратил свою деятельность из-за серьезных проблем со здоровьем. Когда в 2019 году мастера спросили, намерен ли он вернуться к своим занятиям, он ответил:

Состояние постепенно улучшается, и около года назад я снова начал свою творческую деятельность — хотя процесс все еще медленный.

Еще одно громкое имя в мире дизайнерских мотоциклов — Иан Барри (Ian Barry), который вместе с супругой Амариллис Найт (Amaryllis Knight) открыл в Лос-Анджелесе компанию Falcon Motorcycles. По специальности Барри программист, но из его рук выходят невероятные по красоте творения. Falcon Motorcycles использует те же принципы, что и студия Чикары — все должно быть создано и обработано вручную.

Falcon Motorcycles

Один из мотоциклов студии Falcon Motorcycles

Первый же мотоцикл Барри, под названием The Bullet, был куплен голливудским актером Джейсоном Ли. В основе этого байка лежал двигатель мотоцикла Thunderbird Triumph 1950. Проект получил первый приз в номинации «Лучший изготовленный на заказ мотоцикл» на выставке «Легендарные мотоциклы» в 2008 году. С тех пор Иан не останавливается и регулярно радует ценителей эффектного мотодизайна новыми проектами. Детища Falcon Motorcycles стоят минимум 750 тысяч долларов за штуку, но при этом всегда очень быстро находят своих покупателей.

музей хааса в Далласе

Что мы знаем о людях, покупающих такие уникальные машины? Чаще всего они стараются оставаться анонимными и мы знаем очень немногих из них. Наиболее известным коллекционером авторских байков является Роберт «Бобби» Хаас (Robert “Bobby” Haas), заработавший свое состояние в инвестиционно-банковской сфере. Хаас увлекся мотоциклами всего семь лет назад, когда ему было уже 64 года. Сегодня инвестор владеет 160 уникальными моделями, которые могут увидеть все желающие в музее Haas Moto в Далласе, штат Техас, США.

Haas Moto

Один из залов музея «Хаас Мото» в Далласе

На площади 1860 кв. метров музея Хааса расположилась особая экспозиция — площадка Custom Shop с 25 кастомными мотоциклами, представляющими собой вершину дизайнерской мысли в своей области. Среди экспонатов этого зала продукты студий Maxwell Hazan, Revival Cycles, Bryan Fuller и LC Fabrications. Но жемчужиной коллекции по праву считается детище австралийца Крейга Родсмита (Craig Rodsmith). Этот дизайнер много лет был никому неизвестен, пока не представил в прошлом году свой восхитительный Moto Guzzi с турбонаддувом на Handbuilt Bike Show в Остине, штат Техас.

мотоцикл крейга родсмита

Детище австралийца Крейга Родсмита Corger Leger в коллекции музея Хааса

Хаас тут же приобрел мотоцикл, занявший призовое место на шоу, а после этого заказал Родсмиту еще один байк — Corger Leger, благодаря которому дизайнер стал одним из наиболее уважаемых мастеров планеты. На официальном сайте дизайнера размещена такая информация о сотрудничестве с Бобби Хаасом:

Большинство из них ведут себя сдержанно, но все они предоставляют необходимое: они дают авторам артистическую свободу и финансовую поддержку, помогая им выдерживать неизбежные взлеты и падения. Бобби Хаас — один из самых лучших клиентов мотостроителей в США.

Пол д’Орлеан (Paul d’Orléans), энтузиаст мотостроения и историк техники утверждает, что наметивший в наши дни особый интерес к мотоциклам — это верный признак возрождения мотокультуры, которая проявляется в несколько другом качесвенном виде чем ранее. Сегодня у людей проявляется тяга не к безликим серийным моделям, а к уникальным творениям мастеров, вложивших в свое детище частичку своей души.

Источник: How To Spend It

Перевод: Игорь Ловков

Смотрите также: Компания Cirtuss представила электрический мотоцикл с оригинальным дизайном

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *